8.19 32323
7.90 2422

Онлайн Сибириада смотреть

В глуши дремучей тайги, окутанной мраком болот, раскинулось крошечное селение Елань. Здесь, словно две непримиримые силы природы, противостояли друг другу семьи Устюжаниных и Соломиных. Их мировоззрения, убеждения, даже запах – всё было пропитано острой враждой. Неприкосновенным принципом обеих семей стало не приближаться друг к другу ближе, чем на метр. В глазах каждого представителя этих родов другой являлся воплощением злейшего врага, проклятием, омрачающим их существование. Этот многосерийный эпос, словно зеркало, отражал бушующую трансформацию общества, его противоречия и метаморфозы. Сюжет разворачивается с дерзкого поступка Николая Устюжанина – он, будучи охвачен голодом, отважился украсть провизию у состоятельных Соломиных. Параллельно повествование переносит зрителя в мир одиночества и упорства отца Николая, который уже много лет борется с дремучей тайгой, пытаясь расчистить для себя клочок земли. В этом противостоянии не последнюю роль играет загадочный старец, обитающий в чаще леса. Его личность окутана тайной, но о нём знают все жители Елани, словно он является духом-хранителем этой забытой цивилизацией деревни. Однако судьба, словно искусный режиссер, готовит неожиданный поворот. Череда трагических и мистических событий неотвратимо сближает враждующие семьи. Как две ветки, сорванные с одного дерева, они начинают сплетаться в единое целое, преодолевая прежнюю ненависть.
Актеры:
Наталья Андрейченко, Сергей Шакуров, Никита Михалков, Виталий Соломин, Владимир Самойлов, Паскаль Обье, Иван Дмитриев, Константин Григорьев, Людмила Гурченко, Павел Кадочников, Виктор Проскурин
Режисер:
Андрей Кончаловский
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1978
Добавлено:
сериал полностью из 4 (10.12.2013)
Рецензии
На экране разверзается необъятная Сибирь. Это не просто безграничная земля, простирающаяся вдаль, но и мистическая бездна, в которую погружаешься с головой. Место, где материальный мир сливается с духовным, где, подобно картинам Тарковского, молчание дробит тишину на осколки, а появление человека пробуждает вселенную к жизни, к жажде бесед и долгих встреч. В глубине женских глаз, словно в зеркале, отражаются могучие кедры и скромные кустики клюквы – символ русского всепрощения, трепетного и нежного. Молодые сосны на склоне холма скрывают в себе соборность, призывая заблудшего путника к свету широкой реки. Рядом с распадком, утопающим в болотах, простирающихся по равнинам, грустит экзистенциальная тоска, словно измышления Бердяева. Апогеем всего этого гротеска становится старинный космизм – глубоко морщинистое лицо, медленно скользящее по проселочной дороге под светом одинокой звезды. Это поэма нашего времени, которая с равной силой льется сквозь перезвон ветвей на морозе и через тело рабочего, прячущего руки в карманы грязного тулупа. «Сибириада» Андрея Кончаловского – произведение двадцатого века, которое с момента выхода сравнивали с многими шедеврами. Ещё в 1978 году нью-йоркская газета «Таймс» проводила аналогию с «Унесенными ветром», но даже поверхностный взгляд показывает нелепость такого сравнения. Американский эпос строится на человеческих взаимоотношениях, разворачивающихся во время кровавой войны между Севером и Югом. Русская же поэма дерзко и яростно пытается проникнуть в самую суть этих отношений, найти их корни на протяжении целой эпохи. Кончаловский с удивительной емкостью сочетает в одной картине огромное разнообразие тем: от любви и ненависти до веры и сомнения. На экране оживают яркие образы героев – словно живые люди со своими страстями, мечтами и бедами. В центре сюжета – история семьи, разрываемой временем и обстоятельствами. На фоне грандиозных событий эпохи мы видим драму любви, предательства, поиска себя. Съемочный процесс проходил в селе Нагорный Иштан близ Томска, что добавляло картине еще один слой поэзии. Несмотря на талантливую работу всей съемочной группы – операторов, которые мастерски запечатлели вибрирующую тишину перед бурей страстей, блестящего актерского ансамбля, композитора, чья музыка словно впитала силу сибирской земли, – «Сибириада» вызвала неоднозначную реакцию. Интеллигенция, привыкшая к покладистости перед властью и озлобленная на всё остальное, возмущалась. Упоминали госзаказ, забывая о финансировании подобных проектов из госбюджета. Язвили по поводу соцреализма, умалчивая о картине «Коммунист», которая в 1958 году поразила всю Венецию и ошеломила жюри талантом Евгения Урбанского. Не обошла стороной «Сибириаду» и сельская критика, оказавшаяся на вершинах городских многоэтажек. Но большое заметно только издалека. И даже самая суровая критика в итоге покажется лишь отголоском чего-то. А в наше время становится всё труднее отличить критику от беспринципного хамства и уличной ругани, исходящей от испорченной министерством образования молодежи. Судьба сыграла злую шутку: собственная метафора Кончаловского осталась только на пленке, отвернувшись от востока. Ему не довелось испытать триумфа «Сибириады». Но время всё расставляет по своим местам. И «Сибириада» Андрея Кончаловского, подобно могучей сибирской реке, продолжает течь сквозь века, увлекая зрителей своей глубиной и красотой.
Этот советский четырехсерийный фильм изначально задумывался как грандиозный проект государственного заказа, призванный продемонстрировать будни нефтяников нашей страны. Однако по мере развития сюжета передними стали совсем иные темы: столкновение поколений, контраст между скромным бытом бедной семьи и роскошью, царившей в домах обеспеченных людей той эпохи. Картина пленила меня своими живописными пейзажами. В каждом кадре словно оживало прошлое – одежда героев, их уютные деревянные дома с полами, скрипящими под ногами, окружающие леса и сверкающее озеро... Все это вызывало в моей памяти теплые воспоминания о летних каникулах, проведенных в деревне, в доме, удивительно похожем на тот, что я видела на экране. Фильм словно перенес меня в прошлое, позволил окунуться в атмосферу жизни героев того времени, почувствовать их взаимопонимание и искренние отношения. И еще одним приятным сюрпризом стало участие в этом проекте целой плеяды известных актеров. Тогда, быть может, они еще не были звездами первой величины, но сейчас каждый из них – настоящая легенда отечественного кинематографа. Все они были такими молодыми и красивыми, что смотреть на них было одно удовольствие. Этот телесериал оставил в моей душе глубокое впечатление. Я была невероятно рада возможности его посмотреть.
В бескрайних просторах Сибири, где вековые ели шепчут древние тайны, раскинулось крохотное село Елань. Здесь, на фоне суровой природы, разворачивается эпохальная сага о непримиримой борьбе двух семей: зажиточных кулаков Соломиных и обездоленных Устюжаниных. Их вековая вражда, словно корнями ушедшая в глубь веков, переплетается с пламенной страстью, которая то вспыхивает ярким огнем, то медленно тлеет в сердце каждого. Кончаловский мастерски сплетает нити производственной драмы, пронзительной трагикомедии и мистических, хтонических мотивов, создавая атмосферу, отчасти напоминающую творчество Тарковского. Сам мэтр кинематографа, впрочем, невысоко оценивал этот фильм. События картины разворачиваются на фоне стремительного исторического прогресса, который будто бы обходит стороной глухое село. Здесь время словно замерло в вечном цикле поколений, но внезапные глобальные события словно взрывным способом ускоряют его ход, ломая судьбы людей и переворачивая их мир. На экране оживают образы легенд советского кинематографа, а эпическая музыка Эдуарда Артемьева – настоящего «Жара» - подчёркивает драматизм происходящего. Фильм несет в себе явное ура-патриотическое настроение, но при этом акцент делается на глубоком психологизме отношений героев и на тонкой ментальной связи между поколениями. Несмотря на успех картины – она завоевала Гран-при Каннского фестиваля в 1979 году – главные призы режиссеру, по слухам, не были вручены из-за политических причин.
Этот кинематографический шедевр пробуждает в душе глубокое сожаление о том, что мы не выбрали путь простого труженика, удалившегося от суеты цивилизации в объятия сибирской тайги. Взглянув на экран, сердце замирает от желания раствориться в гуще леса, стать частью первозданной природы, слушать шепот ветра в кронах деревьев, понимать их древние песни и стоны. Мечтается обрести гармонию с матерью-природой, слиться с её могучим духом. Фильм воодушевляет желанием идти вперёд, плечом к плечу с честными людьми, чьи сердца переполнены любовью к жизни, чьи поступки руководствуются твёрдыми принципами и моральными устоями. Эта картина словно отголосок советской пропаганды, провозглашавшей высокие идеалы, но разве это плохо? Ведь она несёт в себе куда больше светлых ценностей, чем поток негативной контрпропаганды, который ежедневно на нас обрушивается из современных медиа. Этот фильм – творение талантливых мастеров своего дела, трогательный и завораживающий своей красотой. Сюжетные линии оригинальны и непредсказуемы, а даже привычные сцены обретают свежесть и неповторимость. Вся эта картина пронизана прекрасной музыкой, которая усиливает эмоциональное воздействие и погружает зрителя в мир фильма. Несомненно, этот фильм стоит посмотреть каждому!